Айгерим Доскалиева — выпускница программы «Open budget fellowship». Основатель общественного фонда «Жүректен жүрекке», работа которого была направлена на благотворительность. Директор КГУ «Гражданский центр управления внутренней политики Атырауской области».
В этом интервью Айгерим рассказала о том:
- как был организован волонтерский штаб
- чем они занимались во время ЧП, как помогали людям
- почему важна прозрачность процесса и подотчетность за собранные деньги
Как началась работа в волонтерских штабах
Когда объявили ЧС в стране я подумала о людях, которым будет сложно во время карантина. Это семьи с низким заработком, семьи воспитывающие детей-инвалидов. С 2013 года я занимаюсь волонтерством, и знаю что многим семьям необходима помощь. Что я могу сделать? Чем могу помочь? — это то как я рассуждаю в любой ситуации.
Наша активность началась 20-го марта, мы начали помогать нуждающимся, затем через 10 дней мы запустили волонтерский штаб-помощи во время карантина. Мы сделали дизайн, начали информировать население о нашем штабе, нас поддержали СМИ, к нам присоединились молодые ребята.
Наш волонтерский штаб работает по 5 направлениям: авто-волонтерство, рейд-волонтерство, мед-волонтерство, мониторинговая группа, волонтеры-швеи. Волонтеры-швеи шьют маски нуждающимся (тем кто не может приобрести маску самостоятельно). Уже сшито более 15 000 масок, часть масок мы отдаем в аптеки, они идут в качестве помощи одиноким старикам.
Мы купили три сим карты, организовали колл-центр. Работа рейд-волонтеров организована совместно с полицейскими. Работа мед-волонтеров это помощь с документами. Группа по мониторингу отслеживает цены на продукты первой необходимости. Два раза в неделю мы проводим мониторинг цен в крупных супермаркетах. Затем мы сообщаем о ценах на товары первой необходимости в отдел предпринимательства акимата Атырау. Недавно мы открыли 6-ое направление волонтерства, это кулинары, которые готовят для медперсонала и полицейских. Все волонтеры получают однодневные пропуска от волонтерского штаба.
У нас работает колл-центр, наши коллеги связываются с семьями, выясняют какая требуется помощь и количество членов в семье. Таким образом мы фильтруем обратившихся и составляем список нуждающихся. Мы сверяемся со списками областного филиала партии Нур-Отан, чтобы получатели не дублировались. Выезжая за продуктами мы делимся на разные маршруты, чтобы было охвачено больше семей. Мы также развозим медикаменты. Если ребенку требуется стоматолог, мы отвозим до больницы и забираем обратно.
Процесс и детали
Мы выезжаем за продуктами раз в неделю. Сортируем все в наборы и сохраняем все чеки. Я фотографирую каждый чек, отправляю в общую группу.
На семью полагается три пакета продуктов. Первый — овощной пакет: 5 кг картофеля, 2 кг лука и 1 кг моркови; второй пакет – крупы: 3 кг сахара, 3 кг риса, по 2 кг разных макарон, третий пакет – 4 упаковки молока 3,2%, сгущенка, томатная паста, тушенка, куриный или мясной фарш, сметана 500 гр, лоток куриных яиц, коробка печенья. Стоимость набора варьируется от 12 до 15 000 тенге.
В одну машину помещается 5-7 продуктовых наборов. Далее, автоволонтеры развозят наборы по домам. Мы выезжаем на блокпосты развозить горячую еду, блокпосты находятся в 20-30 минутах езды от города.
Я думаю что в Атырау всем нуждающимся доставляют продукты, если не мы, то Нур Отан. Местная партия хорошо работает, в день они развозят продукты 50-60 семьям. Наши автоволонтеры им помогают.
Сбор средств
Мы ведем сборы через карту каспи голд, это очень удобно. Деньги отправляем моей подруге Гулназ Кусмарзиевой, ее все знают и ей доверяют. Я думаю нам доверяют потому что мы работаем открыто, отчитываемся о всех расходах. Мы запустили благотворительную эстафету – «7 ең мейірімді тұлға», в течении нескольких дней нам перечисляли от 100 до 10000 тенге, кто-то даже отправил 100 000. Через 2 дня мы собрали 1 000 000 тг, через 4 дня — 2 000 000 тенге. В итоге собралось 3 034 951 тенге. Большая часть средств пошла на закупку продуктов. Мы развезли продуктовые наборы для 247 семей. Увидев нашу работу, предприниматели Атырау решили помочь покупкой продуктов. И мы обеспечили еще 338 семей продуктами.
Небольшая сумма из бюджета пошла на продукты для наших волонтеров-кулинаров. После они самостоятельно начали закупать необходимые продукты. По окончанию работы волонтерского штаба, мы сделаем итоговый отчет по всем расходам для большей открытости.
Волонтеры — кто они?
Порядка 20-30 чел — самые активные волонтеры в штабе. Преимущественно это люди среднего возраста, между 30 и 60 годами. Это в основном вахтовики, таксисты, грузчики, охранники, учителя, психологи, работники отдела кадров, специалисты ТШО, частные предприниматели.
Волонтеры развозят продукты на собственных машинах, никто не просит возместить расходы за бензин. Например, Жұма – экстренный волонтер, он проводит двенадцать часов в сутки на выездах. Акылбек несмотря на то что живет за городом постоянно приезжает в город для волонтерства. Есть Эльвира Аралова, в ее семье 5 детей и она воспитывает особого ребенка, ее семья помогает развозит продукты. Асима апай готовит булочки и пирожки для наших патрульных. Все они очень добрые и каждый из них герой!
Я хочу рассказать историю Азамата Дощанова, он наш автоволонтер. Работа в волонтерском штабе вдохнавила его облагородить свои двор. Вместе с соседями он организовал обустройство своего двора. Дом собрал дворовой бюджет. Совместно покупают товары, удобрения для цветов, работают 2-3 человека. Азамат ежедневно ведет отчетность в группе. Я люблю видеть как волонтерство мотивирует остальных.
Богатые семьи просили обеспечить их продуктами
Мы приехали чтобы вручить продуктовый набор, но перед собой увидели шикарный дом с дорогими машинами. Я была в шоке от такого, это очень неприятно. В штабе есть начинающие волонтеры, они помогают от всего сердца. Не хочется чтобы они были обмануты на начале своего пути.
Что дальше?
Обычно в гражданском центре мы запускаем проект через ГСЗ (государственный социальный заказ). Я хочу поменять подход работы, возможно теперь мы пригласим жителей Атырау чтобы решить что нам не хватает?
Благодаря волонтерству я познакомилась с очень многими людьми. Я ощущаю что лучше понимаю судьбы семей которым нужна социальная помощь. После окончания карантина я хочу дальше продвигать тему волонтерства, мне это очень интересно. Я хочу делать проекты которые нужны людям.
Я считаю что люди устали от неэффективных распиаренных проектов, охватывающих маленькое количество людей. Сейчас нужны живые проекты объединяющие людей. На примере жильцов одного дома, которые сплотились чтобы решить проблему двора. Почему бы не запустить больше таких проектов. Меня вдохновляют примеры других проектов, таких как OBF(open budget fellowship). Проект воодушевил участников следить за эффективностью бюджетных расходов.