В сентябре прошел очередной форум Казенерджи, в рамках которого состоялась 10я юбилейная конференция ИПДО (EITI). Своими мыслями по итогам конференции поделилась Татьяна Седова, член попечительского совета Zertteu Research Institute и член Национального Совета заинтересованных сторон ИПДО (EITI).
Жить со смыслом или 120 лет казахстанской нефти.
Мое выступление на 10й юбилейной конференции ИПДО совпало с моим личным профессиональным юбилеем, столько же лет я занимаюсь вопросами прозрачности в сфере добывающих отраслей промышленности. Конференция проходила в рамках Форума Казэнерджи- несмотря на глобальные тренды и фокус на возобновляемые источники энергии, общественный резонанс по поводу недостаточности действий в сфере изменения климата, для нашей страны добывающий сектор пордолжает играть важнейшую роль — в значительной степени ВВП и госбюдежет пополняется от «нефтяных» доходов. Почти 15 лет Казахстан реализует Инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО).
Что такое ИПДО (EITI)?
Если кратко, это публичные отчеты о выплатах в бюджет добывывающих компаний и доходов государства и сверка этих данных независимой стороной.
На сайте Комитета геологии и недропользования ( http://eiti.geology.gov.kz/ru/) размещены 10 отчетов о платежах добывающих компаний и доходах государства от наших с вами недр. Последние годы отчеты рассказывают и про роль сектора в экономике, и про геологоразведку (а это, сами понимаете, будущие месторождения, и, соответственно, источники доходов бюджета), и про экспорт, и про роль госпредприятий. Слышали такой тост- за нас, за вас и за Казмунайгаз! Вот, про него там тоже есть)). Правда, про роль государства и госпредприятий, квази- фискальные (внебюджетные) расходы, надо разбираться дальше. Еще в отчетах можно найт данные прямо про каждую компанию и ее проекты в каждой области Казахстана, в том числе про «социалку» (дороги, школы, благотворительность). Про контракты и владельцев — собственников тоже скоро будут рассказывать..
Круто? Несомненно! Только мало кто это все читает… Нет, конечно, все это надо сделать поинтереснее, инфорграфика, сторителлинги там, общественные дебаты и прочая, но эта инфо интересна не для каждого. Но! она должна быть и открыта и доступна. Чем прозрачнее — тем меньше возможностей для злоупотреблений, и меньше, соответственно, домыслов и слухов. Но тем больше возможностей для тех, кто хочет думать, анализировать, участвовать, инвестировать.
Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС) ИПДО.
Это очень конкретный и осязаемый механизм взаимодействия. В него входят все стороны и принимают решения вместе: госорганы, добывающие компании, гражданское общество и депутаты мажилиса. НСЗС позволяет услышать, учесть и принять интересы каждой стороны.
Зачем тратить 10 лет на ИПДО?
Результаты совместной работы за эти 10 лет — это масса доступной информации в сфере нефтяных доходов. Как человек конткретный, какую практическую пользу от этой информации я вижу? Какой смысл в этой деятельности?
1. Из немедленного «смысла»- региональное развитие прозрачности: многосторонние советы в регионах, которые, с участием общественности, будут мониторить, а в будущем и решать, как расходуются средства добываюших компаний, направляемые на социальное развитие в регионе. То есть понятная польза людям, живущим там, где идет разведка и добыча.
2. Среднесрочный «смысл»- прозрачность по идее должна вести к более эффективному государственному управлению и лучшей подотчетности госорганов гражданам. То есть система госуправления будет перестраиваться и совершенствоваться. Наш ближайший таргет- госпредприятия и эффективность участия государства в функционировании добывающих отраслей.
3. Ну и на более дальнюю перспективу — тут я вспоминаю Норвегию, где побывала по работе и не могла не сравнивать. Норвегия нашла свою нефть в 1969 году (т.е. 50 лет назад), мы- 120 (напомню- наша 10я конференция ИПДО проходила в рамках форума Казэнерджи, посвящённого как раз 120-летию казахстанской нефти). Они создали свой нефтяной фонд в 1990е, наш Нацфонд был создан в 2000г «по образу и подобию» норвежского.
Сравним несколько показателей: как писал наш Форбс еще в конце 2017 года, «активы Норвежского суверенного фонда (NBIM) составляли $1,004 трлн при населении 5,2 млн человек. Иначе говоря, на каждого норвежца сейчас приходится почти $200 тыс. «нефтяных сбережений… Доходность- 6.5%».
Далее наши данные: «на конец августа 2017 международные резервы Казахстана в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте, составили $90,9 млрд. Доходность портфеля Национального фонда РК, по информации Нацбанка, составила в 2016 0,84%.» При населении порядка 18 млн.человек.
К чему это я. За более чем 10 лет, точнее, почти за 15, мы многого достигли в плане прозрачности добывающих секторов. Но на юбилейной нашей конференции у меня возникло стойкое ощущение — мы достигли определённого уровня и…забуксовали. Чтобы были результаты, нужна стратегическая перезагрузка понимания, зачем нам ИПДО — Why EITI? Если уж заниматься этим еще Х лет — то чтобы со смыслом и пользой для всего общества!