Проведенный членами общественного совета Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК анализ раскрыл множество фактов безответственного отношения чиновников при реализации программы по противодействию коррупции на 2011-2015 годы. Отсутствие открытых отчетов руководителей госорганов перед населением, по мнению членов общественного совета, привело к тому, что чиновники не только не исполняют должным образом свою работу, но и во время заполнения бумаг берут цифры “с потолка”.

В ходе открытия заседания общественного совета агентства присутствовавшим напомнили, что отраслевая программа по противодействию коррупции в РК на 2011-2015 годы представляет собой документ, разработанный для повышения эффективности деятельности госорганов по снижению коррупционных рисков, уменьшению уровня теневой экономики и по повышению антикоррупционного мировоззрения. Кроме того, было упомянуто, что в апреле этого года утвержден план правительства по реализации стратегии, определившей перспективу по противодействию коррупции на ближайшие три года.

Останавливаясь на результатах проведенной работы, член республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии “Нур Отан”, депутат мажилиса Толеген ИБРАЕВ сообщил, что значительная часть государственных органов, ответственных за организацию, контроль и исполнение мероприятий, впервые узнала о программе по противодействию коррупции в Казахстане на 2011-2015 годы от членов экспертной группы, которые выезжали в регионы и встречались с ответственными работниками. “Государственные органы зачастую ограничились лишь сбором информации, подсчетом количества мероприятий без анализа их качества и эффективности. Такого же мнения и Агентство по госслужбе и противодействию коррупции — координатор исполнения программы. Многие секретари областных маслихатов на наш запрос ответили дословно следующее: “Ввиду того обстоятельства, что в программе не конкретизирована роль и участие местных представительных органов, маслихаты не акцентировали внимание на эту работу”. На этом можно поставить точку”, — сообщил г-н Ибраев на заседании общественного совета Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.

Спикер обратил внимание, что практически в 70% мероприятий программы обязаны были участвовать и маслихаты. Однако последние всего два-три раза рассмотрели состояние антикоррупционных работ за весь период реализации программы. Участие многих маслихатов в работе по противодействию коррупции, по мнению депутата, можно свести лишь к утверждению составов комиссий и советов по борьбе с коррупцией. “Этим антикоррупционные дела маслихатов ограничиваются. Логично задаться вопросом: не потому ли антикоррупционные мероприятия зачастую воспринимаются обществом как бессистемная и поверхностная работа?” — добавил он.

Спикер отметил, что количество регистрируемых коррупционных преступлений за годы реализации программы выросло. А самыми коррумпированными сферами по-прежнему, как и пять лет назад, остаются государственные закупки, земельные отношения и образование. “Мероприятия, запланированные акиматами, зачастую проводятся без должной подготовки. В Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции говорили о создании акиматами видимости агитационной работы. Я думаю, это точная оценка их работы”, — подчеркнул депутат. Он добавил, что удельный вес проступков, совершенных должностными лицами, находящимися на службе в акиматах, занимает в среднем половину от общего числа коррупционных преступлений. “При этом нас удивило утверждение одного областного акимата о том, что исполнение региональной программы из-за ненадобности не обсуждалось на протяжении всего периода реализации, за все 4 года”, — сказал г-н Ибраев.

“В одном сельском округе на антикоррупционные дела не освоено Т48 млн, в другом не освоено Т36 млн. Когда разобрались, выяснилось, что все эти цифры взяли с потолка. В бюджете этих районов даже нет такого количества денег. Здесь есть и другой удивительный факт. В одной из областей за год опубликовали 10 тысяч антикоррупционных материалов, но, когда мы разобрались, выяснилось, что материалы публиковали два государственных издания, которые выходят только по субботам, но в этом случае такого количества публикаций просто не может быть”, — проинформировал член республиканского общественного совета по противодействию коррупции при “Нур Отан”. Сложившаяся ситуация, по словам спикера, стала результатом отсутствия контроля и спроса по вертикали. В целом, анализируя исполнение программы, считает депутат, можно констатировать, что в работе как государственных, так и местных исполнительных органов есть серьезные системные недоработки. Г-н Ибраев выразил мнение, что отсутствие отчетов руководителей государственных органов — это как раз то звено, которое сводит на нет всю работу по исполнению программ. “Поэтому предлагаю установить периодичность отчетности руководителей госорганов по исполнению плана мероприятий на 2015-2017 годы. На правительственном заседании достаточно было бы отчитаться одному министру, одному акиму области в год. Я думаю, это будет полезно. На уровне коллегии агентства по делам госслужбы могут отчитаться два заместителя акима области, два вице-министра. Самое главное звено — это областное, потому на уровне областного управления, мне кажется, будет полезно заслушать отчеты акимов районов на каждом заседании”, — предложил депутат.

Подводя итоги, заместитель руководителя департамента досудебного расследования антикоррупционной службы Ескали САЛАМАТОВ проинформировал, что принятая в 2011 году отраслевая программа по противодействию коррупции завершила очередной этап в реализации антикоррупционной политики государства. В целом, по его мнению, реализация данной программы способствовала выработке комплекса взаимосвязанных мер по противодействию коррупции, среди которых можно выделить развитие автоматизированных баз данных госорганов, их унификацию, сокращение лицензируемых видов деятельности и разрешительных функций госорганов, повышение прозрачности процедур госзакупок и другие меры. “Одной из основных задач было определено выявление и пресечение истинных фактов проявления коррупции. За коррупционные действия начали привлекаться к ответственности должностные лица невзирая на ранги и должности. В рамках изучения региональных планов по противодействию коррупции установлено, что они составлены формально, без учета специфики и криминогенности ситуации в регионах, в связи с чем проводимые мероприятия являются малоэффективными с точки зрения профилактики коррупции”, — добавил он.

Спикер повторил, что одной из подверженных коррупции сфер по-прежнему остается сфера земельных отношений и распределения жилья. Однако, по его данным, работа исполнительных органов в этом направлении ограничивалась включением в комиссию представителей неправительственных организаций, размещением списков очередников в СМИ и Интернете. Также отсутствует система формирования антикоррупционного мировоззрения, так как просветительская работа была сведена к разовым выступлениям, акциям и семинарам и не учитывала конкретные механизмы восприятия антикоррупционной культуры, изменения мировоззрения, повышения правовой грамотности населения. “Практика показала, что в отдельных регионах продолжают существовать коррупционные схемы, имеющие устойчивый характер. Областные руководители путем использования служебного положения с вовлечением подчиненных создавали преступные схемы для обогащения. Так, в Актюбинской области руководитель областной инспекции финансового контроля и его заместитель на системной основе получали взятки от 10 до 100 тысяч тенге и талоны на бензин за положительные акты контроля от работников проверяемых объектов. Такая же схема получения взяток раскрыта в Кызылординской области. К ответственности привлекается заместитель руководителя инспекции финансового контроля”, — рассказал г-н Саламатов. В Алматинской области, по его информации, арестованы руководитель департамента индустриального развития и промышленной безопасности и начальник отдела , которые за постановку и снятие с учета опасных технических средств получали от предпринимателей взятки в размере от Т50 000 до Т200 000. По предварительным подсчетам, ежемесячный преступный доход главы департамента индустриального развития составлял Т3 млн. “В ЮКО через неделю после ареста руководителя областного департамента по контролю в сфере образования, постоянно занимавшегося вымогательством взяток с учителей средних школ за аттестацию, задержана заместитель руководителя отдела образования города Шымкент, получившая незаконным путем вознаграждение в сумме Т1,5 млн за победу в конкурсе по госзакупкам. В Павлодарской области за хищение бюджетных средств преданы суду начальник областного управления физической культуры и спорта, директор областного управления молодежной политики”, — добавил спикер.

Г-н Саламатов подчеркнул, что анализ оперативно-следственной практики показал зависимость результата антикоррупционных мер и эффективности деятельности госаппарата от профессионализма руководителей различных звеньев. Он также отметил еще одну существенную проблему, снижающую эффективность мер по противодействию коррупции: антикоррупционные планы на местах, как считает спикер, должны не дублировать правительственную программу, а носить более конкретный характер, учитывающий специфику регионов и состояние криминогенной ситуации. “Эта проблема всех предыдущих программ не стала исключением и для отраслевой программы. Ее выявили международные эксперты и неоднократные проверки со стороны администрации Президента и партии “Нур Отан”. Проблемные вопросы планируется реализовать в рамках антикоррупционной стратегии, принятой указом главы государства. Новизна стратегии заключается в ее нацеленности на снижение уровня коррупции в стране и увеличение антикоррупционного движения в обществе в целом. Если в ранее принятых программных документах предусматривались меры уголовного характера, то данная стратегия направлена на выявление самих источников коррупции”, — заключил г-н Саламатов.